На главную Написать письмо Карта сайта

Автомобильные газонаполнительные
компрессорные станции

АГНКС
АГНКС GasSuf 2017

Как обустроить газомоторную Россию?

Подписка почтовую рассылку:

Статья была напечатана в номере No.2(62) 2012 года журнала «АвтоГазоЗаправочный Комплекс + Альтернативное Топливо».

 

     О преимуществах природного газа перед традиционными видами топлива написано довольно много, но до сих пор не удалось разорвать замкнутый круг недостатка внимания к этой технологии и как следствие малой популярности этого альтернативного топлива.

     На сегодняшний день в России насчитывается около 180 заправок компремированным метаном. В масштабах нашей огромной страны это ничтожно мало (для сравнения в относительно небольшой по территории стране Пакистан насчитывается около 2400 агнкс). Наглядно это можно представить на сайте agnks.ru в разделе интерактивная карта АГНКС России. Как же добиться развития газомоторной отрасли в нашей стране?

    Отчасти эта задача решается за счет строительства новых коммерческих заправок в крупных городах и на оживленных трассах. Но для их эффективной работы необходимо увеличивать и количество метанового транспорта. Так, в некоторых регионах, загрузка агнкс составляла не более 5 - 15% от их проектной мощности (напр. АГНКС г.Тосно, Ленинградской области). Получается замкнутый круг: мало заправок — мало автомобилей, мало автомобилей — невыгодно строить заправки.

   За счет чего может происходить прирост такого транспорта? Попробуем разобраться с этим вопросом. На сегодняшний день основными потребителями КПГ, помимо муниципального транспорта, являются водители коммерческого транспорта (так называемого класса "Газель"). И это не мудрено, так как автомобили этого класса имеют, как правило, большой дневной пробег и установка газобаллонного оборудования не вызывает особых проблем с уменьшением полезного перевозимого объема груза (баллоны кпг устанавливаются под днищем «Газели»).

    В чем-же заключается для газелистов привлекательность метана в качестве топлива? В основном это - экономия денег за счет разницы в цене бензина и КПГ. В сети Интернет уже давно существуют целые форумы, посвященные этому вопросу, например на сайте газелистов http://www.gazelleclub.ru/forum/, где водители делятся своим опытом эксплуатации метановых автомобилей. Спрос на эту технологию очевиден, что же происходит с предложением?

    К сожалению, далеко не во всех даже крупных областных центрах есть сертифицированные центры по установке метанового ГБО, горьким примером может служить наш г.С-Петербург.

    Среди владельцев легковых автомобилей спрос на КПГ ниже, так как установка такого оборудования в багажнике легковушки уменьшает объем ценного багажного пространства. В будущем ряды потребителей метана вероятно пополнят «Е» -мобили на гибридных видах топлива (пожелаем успеха госп. Прохорову в реализации этого амбициозного для нашей страны проекта).

   Про отсутствие АГНКС, или точнее про их явное недостаточное количество мы уже упомянули выше. Но это может быть компенсировано путем массового применения газовых компрессоров малой производительности, установленных в частных домах и коттеджах. В данном случае для нашей страны бесценным является пример, схожей по размерам и по климатическим особенностям Канады, где очень популярна установка такого оборудования в частном секторе.

     Но на этом сходство и заканчивается, в России до сих пор действуют правила согласно которым легальная установка метанового компрессора в частном доме запрещена. Для организаций есть возможность организовать топливно-заправочный пункт (согласно правилам НПБ111) для заправки сжатым метаном своего транспорта, но что-же делать частнику? Это классический пример, когда законодательство не поспевает за появлением новых технологий и реалиями сегодняшней жизни. Возникает конфликт интересов, который рано или поздно перетекет из количественных в новые качественные изменения. Какие предпосылки для решения этого вопроса? Зачем обычному автомобилисту, живущему в своем частном доме иметь свой заправочный компрессор?

     Рассмотрим небольшой пример экономии только за счет разницы в стоимости бензина и метана за восемь лет работы компрессора, и при условии что Газель проезжает около 200 км в день. Расход бензина при этом берется усредненный, примерно 25 литров на 100 км а, отпускная стоимость газа равна 3,60 рубля/м3 как для организации, в которой имеется метановый ТЗП.

Расходы на оборудование и установку ГБО:

  • итальянский компрессор MCH-5, имеющий ресурс около 30 тыс. моточасов (при грамотном обслуживании и соблюдении рекомендаций производителя), стоимостью 230 000 рублей;
  • установка ГБО на автомобиль Газель примерно 70 000 рублей;
  • расходы на электроэнергию 30 000 часов * 2 квт в час * 3 руб = 180 000 руб;
  • расходы на ремкомплекты и масло – 344 000 руб;
  • Из них: ТО-1000 ч = 5443 руб * 30 шт;
    ТО-1500 ч = 492 руб * 20 шт;
    ТО-2000 ч = 6234 руб * 15 шт;
    ТО-3000 ч = 7736 руб * 10 шт;

  • стоимость газа 30 000 часов * 5 м3/час * 3,6 руб за 1 м3 = 540 000 рублей.

Всего расходов 1 364 000 рублей.

      Теперь о приятном, о доходах.
Один кубический метр КПГ эквивалентен примерно 1 литру бензина, следовательно за 30000 часов компрессор накачает 5 * 30 000 = 150 000 куб метров, которые соответствуют 150 000 литрам бензина. Бензин марки АИ92 стоит около 27 рублей за литр.

Не сложно подсчитать, что экономический эффект от экономии за восемь лет непрерывной эксплуатации составляет 150 000 литров * 27 руб - 1 364 000 рублей = 2 686 000 рублей!

      За последний год было поставлено уже около 10-ти компрессоров такого типа по всей стране, включая соседнюю Украину. То, что это выгодно газелистам мы это выяснили, кто же еще будет в выигрыше в случае массовости этой технологии?

     Газпром. Потребление газа населением увеличится, повышая валовый доход отрасли, также спрос на установку компрессоров в частном секторе подтолкнет интерес у частников и местных органов власти к развитию газовой сети в населенных пунктах, попутно решая вопросы газификации детских садов, школ и жилых домов. Для Газпрома сам собой снимается вопрос строительства и обслуживания крупных АГНКС в труднодоступных или малонаселенных территориях нашей необъятной Родины. Более того, газпромовцы не против установки таких домашних мини-агнкс, но при этом рассчитывают получить дополнительную прибыль, увеличив стоимость отпускного газа с 2,5 рубля за м3 как для обычного населения до 3,60 рубля, как для организации.

      Государство. Увеличатся поступления налогов от дополнительной реализации газа населению. Решается вопрос с перебоями в поставках бензина или соляры во время посевной кампании. Наконец экономия на топливе приводит к уменьшению себестоимости перевозок коммерческим транспортом и снижению инфляции в стране! Появляются новые рабочие места в сервисных центрах по установке ГБО, и обслуживанию компрессорной техники.

     Предприниматели и малый бизнес. Уменьшение себестоимости продукции не только за счет экономии топлива, но и увеличения ресурса двигателей.

     Все население и мировое сообщество. Использование метана в качестве альтернативного топлива благоприятно сказывается на экологической обстановке, уменьшая вредные выбросы выхлопных газов в атмосферу и уменьшая уровень шума от работающих двигателей.

     Кто же препятствует развитию этой технологии в частном секторе? На этот вопрос как оказывается ответить сложнее всего. В реальности мы сталкиваемся скорее не с препятствиями, а с равнодушием со стороны государства. Всегда легче запретить что-то, чем тратить время и управленческие ресурсы на какие-то новшества. Примерно то-же самое в свое время произошло в СССР с такими науками и целыми отраслями как генетика, электроника, сельское хозяйство. При этом недовольным может быть разве, что нефтяное лобби, которое потеряет часть своих доходов, но в этом и состоит роль государства, обеспечивать конкурентную равноправную среду среди всех участников рынка и для всеобщего блага.

    Мы очень надеемся, что эта статья поможет развитию новой газомоторной отрасли в нашей стране, и разработчики нового федерального закона о газомоторной отрасли обратят внимание на эту проблему.

С уважением,
Михаил Никулин
главный редактор портала agnks.ru

Статья была напечатана в номере No.2(62) 2012 года журнала «АвтоГазоЗаправочный Комплекс + Альтернативное Топливо».

Перейти в раздел

Позвонить через Skype
Звонок через Skype
тел./факс +7 (812) 677-52-46, тел. +7 (911) 933-80-68
факс +7 (812) 458-01-85 e-mail: nikulin@agnks.ru
197376, Россия, Санкт-Петербург, ул. Чапыгина д.6-п, оф.19

Создание и поддержка сайта - Интернет-агентство "ВебЭврика"
99999